Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (АООП) – обязательный документ ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат», отражающий особенности организации образовательного процесса и
обоснование выбора педагогическим коллективом содержания образования и
технологий его реализации в направлении достижения планируемых результатов.
Она позволяет подчинить все виды образовательной деятельности школы достижению
результатов, направленных на раскрытие и развитие потенциала каждого обучающегося
и формированию именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются
наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической
перспективе.
АООП фиксирует цели и содержание образовательной политики образовательного
учреждения. Мониторинг выполнения программы и анализ ее результативности дают
основу для оценки вклада каждого педагога в образовательные достижения детей и
одновременно для публичного отчета директора перед социумом.
Назначение
адаптированной основной общеобразовательной программы:
- Определяет особенности
организации образовательного процесса обучающихся, которым рекомендовано
обучение по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант ФГОС
ОО с УО 1 и 2) ;
- Определяет содержание
образования обучающихся по каждому из вариантов;
- Содержит планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы как
основы оценки качества образования;
- Ориентирует на создание
условий для духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального
развития обучающихся.
Целью адаптированной
основной образовательной программы является
обеспечение качественного образования и создание единого
коррекционно-развивающего пространства обучающимся с умственной отсталостью для
успешной адаптации их в социум.
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
АООП обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых
образовательных потребностей и включает обязательную часть (не менее 70%) и
часть, формируемую участниками образовательного процесса (не более 30%).
Сроки реализации
АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) составляет 9 лет.
АООП определяет содержание и организацию
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
АООП состоит из
трех разделов:
Целевой, который определяет цели,
задачи, планируемые результаты и способы достижения результатов
Содержательный, который определяет общее содержание образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Организационный, который определяет
общие рамки организации образовательного процесса в ГБОУ ЛО «Сланцевская
школа-интернат» а также механизм реализации АООП.
Вариант 2
Адаптированная основная
общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития - это общеобразовательная
программа, адаптированная для данной категории обучающихся с учѐтом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития каждого ребѐнка, их социальную адаптацию
в современно обществе, создана с учетом их особых образовательных потребностей
и включает обязательную часть (не менее 60%) и часть, формируемую участниками
образовательного процесса (не более 40%).
Данная программа
разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре,
условиям, реализации, планируемым результатам освоения АООП
АООП ОО (вариант 2)
обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры,
обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными
ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических
представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной
самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
На основе АООП (вариант 2)
образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу
развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности
обучающегося с умственной отсталостью. Целью реализации такой программы
является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют
ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных
жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе
индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Программа разрабатывается на одни год.
Итогом
образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его
жизни.